С 18 МАРТА по 4 МАЯ ВЕЛИКИЙ ПОСТ! 14 апреля и 21 апреля в 12-00 - Соборование! Главная Новости Расписание Поминовения

ТРЕБЫ

Требы (церк.-слав. «требования») — священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по нужде отдельных лиц. Это ваша просьба к Господу, с которой вместе с вами обращаются к нему священнослужители.

Зная потребности человека, Православная Церковь составила ряд чинопоследований, просящих о помощи свыше. Они получили название треб – так как совершаются по требованию верующих. К ним относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер. Все требы и поминовения совершаются только за крещенных в Православии людей. Самоубийц в храме поминать нельзя.

Мать всех добродетелей — молитва: она не только может очищать и питать, но и просвещать и в состоянии сделать подобными солнцу искренне молящихся.

ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА

Кода пишите церковную записку, помните правила:

1.
Пишите четким, понятным почерком.
2.
Озаглавьте ее - "о здравии" или "о упокоении".
3.
Имена пишите в родительном падеже (вопрос "кого"?).
4.
Узнайте церковное написание светских имен (например, не Полины, а Аполлинарии).
5.
Ставьте полную форму имени, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия).
6.
Перед именами священнослужителей укажите их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Никона).
7.
Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет - отроком (отроковицей).
8.
Допускается включение в записку слов: "воина", "монаха", "монахини", "болящего", "путешествующего", "заключенного".
9.
В заупокойных записках отметьте "новопреставленного" (усопшего в течение 40 дней по кончине), "приснопамятных" (усопших, имеющих в этот день памятные даты), "убиенных".
10
За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

КРЕЩЕНИЕ

Памятка приходящему ко Святому Крещению и его восприемникам

Святая Церковь преподает нам силы, «к жизни и благочестию» (2 Петр. 1: 3). Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются Таинствами.

Таинства были учреждены Господом нашим Иисусом Христом. Таинство Крещения самое первое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3: 5). Но и здесь, на земле, некрещенный человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в других Таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни, ни после смерти, его нельзя отпевать. Однако это не исключает домашней молитвы за некрещенных людей, и тем более не означает, что к некрещенным мы должны относиться не по-христиански, без любви и милосердия. Но подлинная духовная жизнь начинается только с момента Крещения

Необходимые условия для принятия Таинства Крещения — вера и покаяние. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в Таинстве Крещения, прощая все беззакония, все грехи, совершенные ранее. Вера нужна для осознания того, что только Христос может освободить тебя от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра — это грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении.

Принятие Крещения без веры и покаяния может послужить человеку в осуждение, поскольку «от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12: 48). Креститься нужно для того, чтобы получить познание истины, прощение грехов и вечную жизнь, любые другие мотивы принятия этого Таинства («чтобы быть русским», «чтобы Бог помогал», «потому что все крещенные») недопустимы. Согласно правилам Православной Церкви Крещение должно предваряться периодом подготовки. При нашем храме действуют огласительные курсы, в ходе которых желающий креститься знакомится с основами христианской веры и жизни. К Крещению нужно готовиться также молитвой и постом, посещая храмовые богослужения и начиная еще до Крещения жить церковной жизнью. Крещение детей совершается по вере их родителей, однако, родители берут на себя обязанность впоследствии научить детей вере.

Уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха, в сущности, не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен над грехом.

Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху — остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем подвига всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие Таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро — не можем даже и пожелать его (Флп. 2: 13). Однако это не означает, что от самого человека ничего не зависит — от него зависит, примет ли он Божественную благодать, или нет, захочет ли исполнять волю Божию, и насколько усердно и решительно он будет ее исполнять

Следующие тексты должен знать каждый, приходящий к Крещению.

СИМВОЛ ВЕРЫ

 

По-церковнославянски

По-русски

 
1.
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Которым все сотворено.

3.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
 
4.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного.
 
5.

И воскресшаго в третий день по Писанием.

И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.

 
6.
И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И взошедшего на Небеса, и сидящего одесную Отца.
 
7.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И вновь грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.
8.
И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И в Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
10.
 Исповедую едино крещение во оставление грехов. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11.

 Чаю воскресения мертвых,

Ожидаю воскресения мертвых,

12.
 И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Аминь.>

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ

По-церковнославянски

 По-русски

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Источник: МИССИОНЕРСКИЙ ОТДЕЛ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

ВЕНЧАНИЕ

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.Для браковенчания нужно приготовить две иконы — Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания — женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо — знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное — подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней. Но все же главное приготовление к предстоящему таинству — это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично. Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания. Желательно пригласить двух свидетелей.

Для совершения таинства Венчания нужно иметь: икону Спасителя, икону Божией Матери, обручальные кольца, венчальные свечи (продаются в храме), белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Источник: Поравославие и мир

ПОМИНАНИЕ НА ЛИТУРГИИ

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов поминаемых.

На обедню - так в народе называют литургию вообще, и поминовение за ней в частности. Обычно такие записки прочитывают священно- и церковнослужители перед Святым Престолом.

МОЛЕБЕН

Это краткая служба, в которой верующие, по своим частным нуждам и обстоятельствам, обращаются с молитвою к Господу Богу, Божией Матери и святым. За Божественной Литургией мы слышим прошения о повседневных надобностях, но часто не воспринимаем их как должно из-за глубочайшего мистического содержания литургии. Потребность помолиться "о малом" так, как учил преподобный Амвросий Оптинский - "коротенько, да горяченько", осуществляется нами на молебне.

Болеем ли мы? - Будем служить молебен о недужных. Начинаем ли важное дело? - На молебне попросим помощи Божией. Отправляемся ли в путь? - Выслушем чин благословения в путешествие. Настал ли день именин, и хочется усердно помолиться своему святому? Закажем ему молебен. Начинается ли учебный год, и нашим детям пора в школу? - Совершим чин благословения на начало учения отроков. Внял ли Господь нашей молитве, и мы хотим вознести хвалу? - Будем служить благодарственный молебен.

Кроме частных молебнов, существуют и общенародные молебные пения. Церковь содержит множество таковых - водосвятный и новогодний; во время безведрия (при ненастье) и бездождия (при засухе); молебны о страждующих от нечистых духов и от недуга пьянства; торжественные чины в первое воскресенье Великого Поста (Торжество Православия) и в Рождество Христово.

На молебнах мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери, святым. Благодарственные молебные пения адресуются Господу. Заказывая молебен за свечным ящиком, мы подаем записку с именами тех, за кого (или от кого) он будет совершаться.

Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога.

Порой к молебнам добавляют акафисты, каноны. Часто священники, завершая требу, помазуют молящихся освященным елеем, окропляют святой водой.

По вере нашей Господь подает Свою помощь весьма скоро после молебна. Поэтому не надо злоупотреблять этим священнодейством, заказывая по одному поводу молебен несколько раз (исключение - молитва о болящих и служение молебнов по обету).

 

Источник: Основы Православия

ПАНИХИДА

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ — ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь — по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего — это день рождения для новой, вечной жизни.

Источник: Поравославие и мир

СОРОКОУСТ

Сорокоуст — особый вид молитвенного поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока на Литургии за поминаемого из просфоры вынимается частичка.

Сорокоусты обычно заказывают по только что усопшим — новопреставленным — одновременно с отпеванием. Причина этого в том, как пишет святой Симеон Солунский, что «сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в сороковой день после Воскресения, и с той целью, чтобы и он [умерший], восстав из гроба, вознесся в сретение [навстречу] Судии, был восхищен на облаках, и так был всегда с Господом».

Сорокоусты заказываются и о здравии, особенно о тяжелобольных.

Источник:Мир православия